КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

компаний, связанных с перевозкой опасных грузов автомобильным транспортом

8 (495) 233-03-68

info@adrsnab.ru

Часы работы: с 9:00 до 19:00

ДОПОГ / ADR

Опубликовано: 28.01.2019

ДОПОГ — это соглашение, в рамках которого 48 государств согласовали общие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территориям. Сокращение «ДОПОГ» основано на ключевых словах в названии соглашения на русском языке (Европейское соглашение о международной ДОрожной Перевозке Опасных Грузов). Сокращение «ADR» основано на ключевых словах в названии Соглашения на французском языке (Accord europeen relatif au transport international des marchandises Dangereuses par Route).

Главная цель ДОПОГ заключается в обеспечении безопасной перевозки опасных грузов, а также в упрощении международных перевозок таких грузов (между странами-участницами соглашения разрешается перевозка опасных грузов при условии соблюдения требований ДОПОГ).

Сегодня Договаривающимися сторонами соглашения являются (рис. 1.2): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Ирландия, Исландия, Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Эстония.

Страны-участницы ДОПОГ

ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территории, как минимум, двух стран-участниц соглашения, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

Для обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС), приложения А и В к ДОПОГ были также приняты государствами-членами ЕС за основу при регулировании автомобильных перевозок опасных грузов в пределах их территорий и между ними (Директива № 2008 / 68 / ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24.09.2008 г.). Требования ДОПОГ были также приняты рядом стран (в том числе Российской Федерацией), не являющихся членами ЕС, за основу для своего внутригосударственного законодательства.

ДОПОГ состоит из самого соглашения и двух приложений, являющихся его неотъемлемыми частями:

  • Приложение А — Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий;
  • Приложение В — Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций.

Соглашение состоит из семнадцати статей, в которых изложены основные вопросы, касающиеся вступления его в силу, отклонений от требований ДОПОГ, порядка внесения изменений в соглашение, а также процедуры разрешения споров и т. п.

Ключевой является статья 2 соглашения, в которой говорится о том, что международные перевозки опасных грузов, кроме некоторых чрезвычайно опасных грузов, могут осуществляться автотранспортными средствами при условии соблюдения:

  • требований, предусмотренных в приложении А, которым должны соответствовать опасные грузы, в частности, требований к их упаковке и маркировке;
  • требований, предусмотренных в приложении В, касающихся конструкции и оборудования транспортных средств с опасными грузами, а также требований к их движению.

При этом, согласно статье 4 соглашения, каждая страна-участница ДОПОГ сохраняет за собой право путем подписания многосторонних соглашений запрещать ввоз на свою территорию опасных грузов по причинам, не связанным с безопасностью при перевозке, а также разрешать перевозки через свою территорию опасных грузов, перевозка которых ДОПОГ запрещена. Кроме того, компетентные органы Договаривающихся сторон могут договориться непосредственно друг с другом о том, чтобы разрешить осуществление некоторых перевозок по их территории в порядке временного отступления от требований ДОПОГ, при условии сохранения надлежащего уровня безопасности.

Все временные отступления оформляются в виде многосторонних соглашений. Каждому такому соглашению присваивается номер, который начинается с буквы М (мультилатеральное соглашение), например, М253. Срок действия таких соглашений не может превышать пяти лет с даты вступления в силу. Все многосторонние соглашения ДОПОГ, а также перечень стран, которые их подписали, размещены на сайте Европейской Экономической Комиссии ООН*. Перевозки, осуществляемые на основе многосторонних соглашений, являются перевозками в режиме ДОПОГ.

* URL: www.unece.org/ru/trans/danger/multi/multi.html

Предписания, регламентирующие перевозку опасных грузов, а также некоторые другие сведения, необходимые для удобства пользования соглашением, приведены в приложениях А и В к ДОПОГ.

Текст приложений А и В к ДОПОГ состоит из 9 частей, каждая из которых разделена на главы, а каждая глава — на разделы, подразделы и пункты. Номер части включен в номера глав, номер главы — в номера разделов и т. д. Структура построения частей ДОПОГ приведена на рис. 1.3. Общая структура приложений ДОПОГ приведена на рис. 1.4.

Структура построения частей ДОПОГ

Общая структура приложений ДОПОГ

Важнейшей частью соглашения является часть 1 ДОПОГ, поскольку в ней даны определения большинства терминов, используемых в других частях, и четко определяется область применения ДОПОГ, включая возможные освобождения, а также возможность применения других правил. Кроме того, в ней содержатся положения, касающиеся подготовки работников, отступлений и переходных мер, соответствующих обязанностей в области безопасности, которые возлагаются на различных участников перевозки опасных грузов, мер контроля.

В части 2 ДОПОГ рассмотрены процедуры классификации опасных грузов, определены критерии отнесения веществ и изделий к опасным грузам всех классов, указаны опасные грузы, которые не допускаются к перевозке автомобильным транспортом.

Для пользования ДОПОГ важнейшее значение имеет таблица А главы 3.2, содержащая Перечень опасных грузов. В этом Перечне подробно изложена информация о правилах перевозки опасных грузов автомобильными дорогами. Именно по Перечню определяется большинство требований к перевозке опасных грузов. Перечень опасных грузов является основной частью ДОПОГ, которая используется отправителями, упаковщиками, ответственными за наполнение при подготовке опасных грузов к перевозке автомобильным транспортом, а также делопроизводителями при оформлении перевозочных документов. Водители также могут проверить надлежащую подготовку опасных грузов к перевозке и определить условия их перевозки. Таким образом, все участники перевозки опасных грузов должны иметь представление о Перечне опасных грузов. Его краткое описание приведено на рис. 1.5 и 1.6.

Перечень опасных грузов ДОПОГ (колонки 1—11)

Перечень опасных грузов ДОПОГ (колонки 12—20)

Перечень опасных грузов представляет собой таблицу, состоящую из 20 колонок. Как правило, каждая строка в Перечне опасных грузов посвящена одному опасному грузу или группе опасных грузов, которые характеризуются однородными химическими, физическими и (или) опасными свойствами. Чаще строки называют позициями. Каждой позиции присвоен четырехзначный идентификационный номер — номер Организации Объединенных Наций (номер ООН). В ДОПОГ 2017 года Перечень содержит 3534 номера ООН. В Перечне опасных грузов все позиции приведены в порядке присвоенных им номеров ООН. Для взрывчатых веществ и изделий отведены номера с 0001 по 0999.

Каждая колонка Перечня посвящена отдельному вопросу:

  • в первых четырех колонках содержится информация, которая идентифицирует опасные вещества или изделия. Дополнительная информация для идентификации может содержаться в специальных положениях, указанных в колонке 6;
  • в последующих колонках указаны специальные положения в виде подробной информации или в виде кода, которые применяются к перевозке веществ или изделий. Код отсылает к подробной информации, содержащейся в соответствующей части, главе, разделе и (или) подразделе ДОПОГ. Коды, которые используются в Перечне опасных грузов, разъясняются в разделе 3.2.1 ДОПОГ.

В месте пересечения строк и колонок (ячейке) содержится информация по тому вопросу, которому посвящена колонка для вещества или изделия, указанного в строке. Незаполненная ячейка указывает, что никакого специального положения не предусмотрено, и применяются только общие требования, или что действует ограничение на перевозку, указанное в пояснениях (раздел 3.2.1 ДОПОГ).

Для удобства пользования Перечнем опасных грузов в шапку (головку) таблицы включены перекрестные ссылки на те главы (разделы, подразделы), где приведены значения кодов. Колонки 1 и 2 дублируются в начале и конце Перечня опасных грузов.

Перечнем опасных грузов удобно пользоваться только в том случае, если номер ООН опасного груза известен. В других случаях необходимо пользоваться Алфавитным указателем веществ и изделий ДОПОГ (таблица B) (рис. 1.7) или перечнями сводных позиций. Алфавитный указатель веществ и изделий ДОПОГ не является составной частью соглашения, а включен в него только для удобства пользования.

Алфавитный указатель веществ и изделий ДОПОГ

В Алфавитном указателе веществ и изделий ДОПОГ после наименования опасного груза указаны его номер ООН и класс. В Алфавитный указатель включены также синонимы некоторых наиболее распространенных опасных веществ, которые напечатаны строчными (не ПРОПИСНЫМИ) буквами.

Также в части 3 ДОПОГ содержатся освобождения (изъятия), связанные с опасными грузами, упакованными в ограниченных и освобожденных количествах.

Часть 4 ДОПОГ содержит предписания, касающиеся применения тары (упаковок), контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов, крупногабаритной тары и цистерн (автоцистерн, переносных цистерн, съемных цистерн, контейнеров-цистерн, многоэлементных газовых контейнеров и транспортных средств-батарей). Эта часть вместе с Перечнем опасных грузов используется грузоотправителями, перевозчиками, упаковщиками и ответственными за наполнение для определения типов тары и цистерн, подлежащих использованию, а также максимального количества опасных грузов, которое разрешается помещать в каждую упаковку и цистерну.

При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры для того, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут соприкоснуться с этими опасными грузами, были надлежащим образом уведомлены об их потенциальной опасности. Обычно это делается путем нанесения на упаковки специальной маркировки и знаков опасности, размещения на транспортных единицах табличек оранжевого цвета и знаков-табло опасности (информационных табло), а также путем включения соответствующей информации в транспортные документы. Требования к выполнению данных процедур изложены в части 5 ДОПОГ.

В части 6 ДОПОГ собраны все положения, касающиеся проектирования, изготовления, проверок и испытаний тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов (далее — КСГМГ), крупногабаритной тары, цистерн и контейнеров для перевозки грузов навалом/насыпью.

Часть 7 ДОПОГ содержит предписания, касающиеся способов и условий перевозки опасных грузов, а также погрузки, разгрузки и обработки отдельных опасных грузов и относящиеся к этим вопросам специальные положения.

В части 8 ДОПОГ определен перечень перевозочных документов и дополнительного оборудования, которые должны быть на транспортной единице при перевозке опасных грузов. В данной части также определены требования к подготовке экипажа транспортного средства и другие требования, которые должны выполняться членами экипажа при перевозке. Часть 8 содержит дополнительные требования, касающиеся осуществления перевозок отдельных опасных грузов и ограничения на проезд транспортных средств, перевозящих опасные грузы через автодорожные тоннели.

В части 9 ДОПОГ определены типы транспортных средств для перевозки опасных грузов, а также содержатся требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допуска к перевозке опасных грузов.

Приложения А и В ДОПОГ пересматриваются рабочей группой WP. 15 на своих сессиях (два раза в год) и с периодичностью раз в два года переиздаются.

Для того, чтобы участники перевозки опасных грузов смогли ознакомиться с внесенными изменениями, каждые два года устанавливается шестимесячный переходный период, когда действуют обе редакции приложений А и B к ДОПОГ. Кроме того, переходными мерами главы 1.6 приложения А ДОПОГ по отдельным вопросам перевозки опасных грузов могут быть предусмотрены более длительные переходные периоды. Периодичность переиздания приложений A и B к ДОПОГ показана на рис. 1.8.

Периодичность переиздания приложений A и B к ДОПОГ

 

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом: Пособие для консультантов / А. Пахно, В. Шок. — М.: Спецпортал, 2017. — 468 с.: ил.

Комментарии (0)
Пока нет комментариев
Вы не представились
Не правильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
Все поля обязательны к заполнению

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб.
Заказ в один клик